На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо, прежде всего, научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве. Умение различать правую и левую стороны – важная предпосылка для многих видов деятельности в процессе обучения. Для этого нужно:
- Научить показывать правую и левую руку.
- Поднимать поочередно правую и левую руку.
- Учить различать другие парные части тела.
Далее необходимо переходить к формированию ориентировки в окружающем пространстве:
а) определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку;
б) определение пространственного соотношения между несколькими предметами.
В ходе реализации данного направления работы можно использовать:
- книжки-раскраски (лучше использовать цветные карандаши);
- копирование картинок на прозрачную бумагу;
- рисование и копирование узоров и орнаментов;
- занятия с пластилином или глиной;
- выполнение аппликаций отщипыванием;
- нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок;
- самомассаж рук:
1) подушечки пальцев правой руки установить у основания пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещать кожу к лучезапястному суставу. Проделать то же с другой рукой;
2) кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Ребром ладони правой руки имитировать «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони. Проделать то же с другой рукой;
3) кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Правой рукой сделать массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделать то же с другой рукой;
4) костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. Проделать то же с другой рукой;
5) фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Проделать то же с другой рукой;
6) самомассаж пальцев. Кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делать хватательные движения на пальцах левой руки. Проделать то же с другой рукой;
7) движения как при растирании замерзших рук;
8) подушечку большого пальца правой руки положить на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Массируйте спиралевидными движениями.