Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Их используют для:

​ обогащения словарного запаса,

​ при обучении составлению рассказов,

​ при пересказах художественной литературы,

​ при отгадывании и загадывании загадок,

​ при заучивании стихов.

Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

​ Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;

​ Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;

​ Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

​ Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки; правильное звукопроизношение; знакомство с буквами).

Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действуя с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по — разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.

Мнемотехника многофункциональна. На ее основе можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

​ модель должна отображать обобщённый образ предмета;

​ раскрывать существенное в объекте;

​ замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Мнемотаблицу можно разрезать и играть в следующие игры:

1.​ восстанавливать последовательность картинок по памяти;

2.​ смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

3.​ определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4.​ найти лишнюю картинку;

5.​ найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6.​ “распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

7.​ игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.