Психологическая готовность детей к школе

Психологическая готовность к школе

Самым важным компонентом психологической готовности к школе считают мотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности. При этом отличают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит: «хочу». Но это «хочу» будет разным. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, «хочу портфель, как у брата» или «хочу красивый пенал». Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания. Надо сказать, что в первом классе успешнее учатся дети с внешней мотивацией, так как их желания реализуются, а серьезной нагрузки на интеллект пока нет.

Еще одним компонентом школьной готовности является волевая готовность. Это умение ребенка действовать по команде, в соответствии с установленным образцом. Ребенок должен уметь следовать заданным правилам, пренебрегая своими непосредственными желаниями. 

Важным компонентом является также и коммуникативная готовность. Ребенок должен иметь навыки взаимодействия как со взрослыми (учителями), так и со сверстниками. В общении со взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам и так далее.
Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во-первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другими детьми. Во-вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь - это соревнование! Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на них, иметь навык пересказа.

Конечно же, очень важна интеллектуальная и психофизиологическая готовность. У ребенка должен быть сформирован некоторый кругозор знаний и представлений о предметах окружающей действительности, пространственная ориентация, определенный уровень развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия воображения и др.). Будущий ученик должен уверенно владеть ножницами и карандашом, правильно переносить в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.

Примеряя эти компоненты школьной готовности к своему ребенку, не стоит отчаиваться, если что-то пока еще развито недостаточно, еще есть время наверстать упущенное.

Во-первых, нужно задаться вопросом «почему так получилось?», т.е. какова причина незрелости?

Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.


Причинами школьной незрелости могут быть:

  • Недостатки в воспитательной среде (необходимы систематические занятия с ребенком)
  • Недостатки соматического развития. Болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают и утомляются (необходима консультация с врачом)
  • Невротические проявления (необходима консультация психоневролога, невропатолога)


Педагог-психолог Яньшина О.Н.